Налоговые известия - издательский дом

Журналы для бухгалтеров и ИП 
Республики Татарстан

+7 (843) 200-94-78 (88)
nalog-iz@mail.ru
Налоговые известия РТ

№ 4_2018 (февраль)

Повышение зарплат в 2018 году:
памятка работодателям Татарстана

Заказать бесплатный номер журнала
Заказать бесплатный номер журнала Подписаться
Спецрежим

№2_2018 (февраль)

Повышение зарплат в 2018 году:
памятка работодателям Татарстана

Заказать бесплатный номер журнала
Заказать бесплатный номер журнала Подписаться
Из первых уст
Без-имени-1
Заполнение трудовых книжек, утрата журнала инструктажа, «декретные» должности:
Роструд высказался о спорных вопросах

Федеральная служба по труду и занятости опубликовала несколько докладов, в которых дала практические рекомендации по некоторым неоднозначным ситуациям. В частности, специалисты трудового ведомства рассказали, как заполнить трудовую книжку, если работа по совместительству стала основной. Также авторы докладов разъяснили, почему «декретные» рабочие места не считаются вакантными, как можно восстановить потерянный журнал инструктажа по технике безопасности, и при каком условии разрешено хранить копии документов в личном деле работника. Мы обобщили самые интересные советы Роструда, чтобы кадровики и бухгалтеры могли использовать их в работе.

Без-имени-1
Ринат Тагиров:
«Деятельность комитета направлена на укрепление взаимодействия в области охраны окружающей среды между бизнесом, государством и обществом»

Некоторые итоги 2017 года, объявленного Годом экологии, подводит председатель Комитета по экологии и природопользованию Торгово­промышленной палаты Республики Татарстан (ТПП РТ), генеральный директор ООО «Центр экологического консалтинга и аудита» Ринат Борисович Тагиров.

Альбина Губайдуллина: «Не полагайтесь на советы сборников «самых проверенных налоговых схем»
Альбина Губайдуллина: «Не полагайтесь на советы сборников «самых проверенных налоговых схем»

Какие налоговые риски характерны для предприятий и как их можно минимизировать? Мы беседуем с Альбиной Губайдуллиной, партнером АНП Зенит, руководителем практики структурирования бизнеса, кандидатом экономических наук, доцентом кафедры финансового учета Казанского (Привожского) федерального университета, лауреатом конкурса «Лучший бухгалтер России».

– Альбина Рамилевна, как Вы полагаете, что является залогом успешной карьеры?

– К сожалению, выпускники ведущих экономических вузов часто весьма смутно представляют себе открывающиеся перед ними карьерные возможности. Я убеждена, что планировать карьеру и искать свой путь нужно начинать, будучи студентом: это дает возможность пробовать и ошибаться, а также получить лучшие предложения по окончании института.

Я начала работать бухгалтером в крупной строительной организации еще во время обучения в магистратуре Казанского государственного финансово-экономического института. Окончив обучение, я осталась преподавать на кафедре финансового учета. Затем поступила в аспирантуру, выбрав весьма провокационную тему диссертационного исследования «Профессиональное суждение бухгалтера как инструмент формирования достоверной финансовой отчетности», в то же время продолжала осваивать практическую сторону профессии.

– В чем заключается провокационность Вашего исследования?

– Многие считают, что профессия бухгалтера стандартизирована, строго регламентирована и не подразумевает свободы мышления. Однако, на мой взгляд, в бухгалтерском учете всегда есть место творчеству, в том смысле, что нормативными документами ставится задача, которую требуется решить, а решение этой задачи возлагается на бухгалтера, который должен сделать сам процесс как можно более системным.

Амар Бхиде, профессор Школы права и дипломатии Флетчера при университете имени Чарльза Тафтса, утверждает: «Без независимого, самостоятельного мнения, учитывающего особенности каждого конкретного случая, не может быть не только индустрии высоких технологий, но и вообще всей динамичной экономики».

Так, в современной экономике, будь то финансовый сектор или инновации, люди должны иметь самостоятельное профессиональное суждение и нести за него ответственность, рассматривать и оценивать каждый конкретный случай в отдельности, проявляя личную инициативу. 

Когда ты постоянно находишься в процессе решения той или иной проблемы, работа становится творческой и разнообразной. При этом надо очень много знать, читать, быть в курсе всех событий, тем более что в нашей стране законодательство меняется регулярно. Особенно это касается налогообложения. Поэтому с течением времени я решила особое внимание уделить вопросам оптимизации налогообложения и структурирования бизнеса.

–  Чем Вы занимаетесь в настоящее время?

– Я являюсь партнером юридической компании АНП Зенит, руковожу практикой структурирования бизнеса. Мы занимаемся разрешением налоговых споров, выстраиваем систему налоговой безопасности компаний, оцениваем налоговые риски, которые в ходе налоговой проверки могут привести к значительным доначислениям. К тому же часто бывает, что в ходе налогового аудита нами выявляются значительные переплаты. Бухгалтер либо осторожничает, либо не знает о возможности использования льгот, и возникают резервные «налоговые подушки», которые можно вернуть из бюджета либо использовать в дальнейшем.

– Государство может что-то вернуть?

– Конечно. Обоснованные налоговые переплаты можно либо вернуть из бюджета, либо зачесть в счет будущих платежей, либо оставить как резервную «подушку налоговой безопасности», которая в случае налоговой проверки позволит снизить доначисления.

В нашей практике был случай, когда выявленные в ходе аудита неучтенные расходы мы отразили в возражениях на акт проверки. Часть расходов признала сама инспекция, часть – управление. Правомерность принятия остальных расходов подтвердил суд. В результате для предпринимателя выездная проверка закончилась не недоимкой, а возвратом переплаты из бюджета.

– Много разговоров ведется о налоговой оптимизации. Где ее грани? Какую черту лучше не переступать, чтобы не попасть под наказание?

– Эта грань действительно очень тонкая... На этот счет можно бесконечно долго дискутировать, но если исходить из практических соображений, то ответ надо искать в постановлении Пленума ВАС РФ № 53. Следует четко разделять ситуации налогового планирования и налогового мошенничества. Последнее – это ситуация, когда никакая хозяйственная деятельность в принципе не ведется, а создается исключительно ее видимость.

То есть если в той схеме, которую применяет компания, нет деловой цели, хозяйственной задачи, то это будет рассматриваться как уклонение от уплаты налогов, злоупотребление различными юридическими конструкциями. При соответствующих размерах оно может быть квалифицировано и как налоговое преступление.

Поэтому к вопросам оптимизации нужно подходить профессионально. Прежде чем полагаться на советы из «сборников самых проверенных налоговых схем», подумайте, чем это может обернуться для вас в будущем.

– А в чем заключаются риски непродуманной налоговой оптимизации?

– Нам известны случаи, когда невыверенность позиции и плохая подготовка к делу приводили к отрицательному результату – необходимости уплатить десятки и сотни миллионов, банкротству, уголовному преследованию руководителей и учредителей.

Кроме того, сейчас налоговые долги компаний с легкостью взыскивают с директоров и собственников за счет их личного имущества, с применением механизма субсидиарной ответственности. От этого не спрячешься и не убежишь.

Чтобы качественно защитить свои интересы, надо знать и использовать все предусмотренные законом возможности. Понимание тонкостей проведения налоговых проверок, поведения проверяющих, отработанная стратегия ведения налоговых споров и четкая специализация позволяет добиваться отмены несправедливых решений налоговых органов.

– Какие налоговые риски сегодня наиболее актуальны для предприятий?

– Во-первых, государство серьезно взялось за «однодневки» и налогоплательщиков, которые работают с такими компаниями. С тех пор как Федеральная налоговая служба стала пользоваться программным комплексом АСК НДС-2, который в автоматическом режиме сопоставляет декларации всех компаний, налоговый инспектор видит всю цепочку контрагентов у себя на компьютере. Раньше выявить «слабое звено» в цепи (то есть «однодневку») могли лишь при выездной налоговой проверке либо при возмещении НДС. Теперь это в прямом смысле дело техники.

Другим особо контролируемым моментом со стороны налоговых органов является манипулирование ценами между взаимозависимыми лицами с единственной целью – уход от налогов, что также не остается безнаказанным.

Кроме того, значительное количество налоговых споров связано с «дроблением» бизнеса в целях снижения налоговой нагрузки и возможности использования специальных налоговых режимов.

В этой связи оценка жизнеспособности тех или иных методов налоговой оптимизации на стадии планирования сделок (а не тогда, когда на руках уже акт налоговой проверки) позволяет усилить правовую позицию компании, а при необходимости – вовремя скорректировать либо пересмотреть модель налогового планирования.

Споры о необоснованной налоговой выгоде остаются самыми многочисленными и сложными в налоговом праве. Сложными в первую очередь потому, что отсутствуют четкие критерии, когда налоговая выгода является обоснованной, а когда нет; как должен предприниматель проверять своего контрагента, чтобы не отвечать за него впоследствии.

В 2016 году больше 80% дел рассмотрены в пользу налоговых органов.

– Почему же так происходит?

– Причина первая: рост технической оснащенности налоговых органов, позволяющей в два счета выявлять подозрительные операции и собирать доказательственную базу, а также повышение квалификации сотрудников налоговых инспекций.

Причина вторая: игнорирование судами на местах сформированных ВАС РФ правовых позиций (после упразднения последнего); пробюджетный уклон судебных решений.

Причина третья: пассивная позиция самих налогоплательщиков («налоговый орган не доказал», «мы не должны отвечать за поставщика», «у нас есть накладные и счета-фактуры, большего Налоговый кодекс не требует»).

– Можно ли минимизировать налоговые риски, по Вашему мнению?

– Необходимо уделять еще большее внимание сбору и хранению доказательств реальности операций, поскольку в марте 2017 года ФНС России выпустила письмо, в котором ориентирует налоговиков уйти от доначислений за формальные нарушения и проверять операции на реальность. Причем делать это нужно еще на стадии заключения и исполнения договора (а не во время налоговой проверки). В зависимости от предмета и специфики договора пакет документов будет различаться.

При поставке товаров (материалов, оборудования) – это доказательства транспортировки, принятия на учет, хранения и дальнейшего использования.

При выполнении работ – доказательства наличия у контрагента квалифицированных специалистов, техники для выполнения работ; согласования кандидатуры субподрядчика с заказчиком работ; фиксация въезда техники, специалистов субподрядчика на стройку.

При выполнении услуг – подробные отчеты, результаты услуг (макеты, чертежи, презентации, фотографии), доказательства использования результатов услуг в деятельности компании.

Общими для всех ситуаций является деловая и претензионная переписка с контрагентом (в том числе электронная).

Не лишним будет зафиксировать (например, в служебной записке сотрудника отдела закупок) причины выбора именно этого поставщика. Например, более выгодные условия поставок (низкая цена, быстрые сроки, отсрочка платежа), уникальный ассортимент; рекомендации партнеров, требования заказчиков. И обязательно сохранять все коммерческие предложения, визитки, объявления, скриншоты с сайта компании, протоколы встреч.

Лишь при должной подготовке у компании остается шанс ответить на претензии.

– Как, по Вашему мнению, будет развиваться налоговая политика РФ в ближайшие годы?

– Налоговые новации всегда означают перераспределение бремени налогообложения и потому вызывают ропот и недовольство определенной части общества. Бизнесу для устойчивого развития нужны стабильность и определенность. Но, по всей видимости, налоговую систему в ближайшие годы ожидают серьезные реформы.

В Минфине обсуждается повышение НДФЛ до 15%, из которых 6–8 процентных пунктов требуется направлять в федеральный бюджет. Повышение НДФЛ компенсируется снижением нагрузки на работодателей – с 30 до 21% ставки страховых взносов, с одной стороны, а с другой – перераспределение планируется произвести путем увеличения ставки НДС с 18 до 21-22%.

Выиграет от маневра, в котором уменьшаются взносы и растет НДС, в первую очередь, сельское хозяйство (снижение нагрузки на 40%), бюджетный сектор (около 30%) и госуправление (28,4%) (по расчетам Минэкономразвития России).

Кроме того, чиновникам предстоит определиться с дальнейшей судьбой налоговых спецрежимов. Ранее законодатели неоднократно высказывались по поводу возможной отмены УСН, ЕНВД и других форм. Эксперты скептически относятся к подобному подходу, подчеркивая значимость малого и среднего бизнеса для восстановления экономики. На данный момент власти еще не определились с вариантами функционирования спецрежимов в 2018 году.

–  Сейчас едва ли не каждый вуз готовит юристов. Как обстоит дело с выпускниками? Легко ли вам находить нужные кадры?

– Налоговая специализация предполагает наличие знаний во многих смежных областях. К сожалению, не во всех вузах, готовящих юристов, уделяется должное внимание налоговому праву. В результате выпускники откровенно побаиваются налоговых дел.

Получается, что проще финансиста обучить выступлениям в суде, чем объяснить юристу сущность НДС. У большинства наших сотрудников два образования: финансовое и юридическое. Выискиваем талантливых студентов и взращиваем «звездочек».

Параллельно с профессиональным развитием наша команда занимается и развитием личным, совершенствуя коммуникационные возможности и личные качества. Например, у нас есть своя библиотека, в которой больше 200 отличных книг: по личностному росту, публичным выступлениям, тайм-менеджменту, управлению. Чтение книг, а также участие в тренингах и семинарах, например, Владимира Тарасова, Игоря Манна, Радислава Гандапаса помогает «зарядиться», находить нестандартные решения.

Беседовала
Маргарита Подгородова

Журнал «Налоговые известия РТ» №15-6 (август) 2017 года

МРОТ 9 489 рублей
Ключевая ставка - 7,50%
Портрет
Без-имени-1
Ахметшина Альфия:
«Для меня моя работа, моя бухгалтерия – это песня!»

Всегда вызывает уважение тот, кто остается верен своей профессии и продолжает любить ее даже после выхода на заслуженный отдых. Такой человек всегда сохраняет свой профессионализм и может поделиться бесценным опытом с молодыми специалистами, только что вышедшими из стен учебных заведений. О том, как профессия может сделать человека счастливым, мы беседуем с Альфией Ахметшиной, посвятившей свою жизнь бухгалтерской профессии.