Налоговые известия - издательский дом

Журналы для бухгалтеров и ИП 
Республики Татарстан

+7 (843) 200-94-78 (88)
nalog-iz@mail.ru
Спецрежим

№ 11 (ноябрь)

Выбираем или меняем
объект налогообложения при УСН

Заказать бесплатный номер журнала
Заказать бесплатный номер журнала Подписаться
Артур Николаев: «Все дополнительные платежи в итоге ложатся на конечного потребителя»
Артур Николаев: «Все дополнительные платежи в итоге ложатся на конечного потребителя»

К сожалению, несмотря на декларацию о поддержке малого и среднего бизнеса в России с высоких трибун, каждый день мы наблюдаем уменьшение доли малого и среднего бизнеса в экономике страны. И это не удивительно. Кроме стремления уменьшить затраты и минимизировать себестоимость продукции, существуют факторы, которые предусмотреть невозможно. В частности, речь идет об обязательных неналоговых платежах. О том, как сегодня они влияют на работу малого и среднего предпринимательства, мы беседуем с Артуром Николаевым, первым заместителем председателя  ТПП РТ.

– Артур Сергеевич, какую роль сыграла налоговая реформа в экономике нашей страны?

– Начну с того, что среди факторов, обеспечивших развитие экономики в последние 15 лет, налоговую реформу отмечают многие. Принято большинство глав Налогового кодекса РФ. Внесенные в них поправки устранили множество практических трудностей первых лет их применения. Федеральная налоговая служба за последние несколько лет работы заметно улучшила качество налогового администрирования, взаимодействия с бизнесом. Прозрачность отечественной налоговой системы существенно повысилась. Рейтинги условий для бизнеса по сферам регулирования отразили эти достижения, но и без всяких международных рейтингов российский бизнес видит достойные результаты налоговой реформы.

Но одновременно происходил и обратный процесс: вне рамок Налогового кодекса РФ возникла, по сути,  «параллельная налоговая система». Она состоит из нескольких десятков платежей, аналогичных налогам и сборам. Какие-то из них в процессе налоговой реформы отменялись или включались в Налоговый кодекс РФ. Появлялись новые платежи, каждый со своими правилами расчёта, уплаты, взыскания и возврата.

– Приведите, пожалуйста, примеры подобных платежей.

– Можно привести следующий пример: муниципалитеты получают от застройщиков денежные и имущественные взносы на развитие инфраструктуры на договорной основе. По сути, эти взносы – такие же налоги и сборы, они платятся на общественные нужды, собирают их не рыночные операторы, а публичная власть. Значит, нужны как можно более чёткие и единые для всех правила, сколько, когда и как платить, иначе кто-то заплатит меньше, кто-то больше, чем нужно на самом деле. Но таких правил нет.

Подобных платежей множество, все они в той или иной мере нужны и полезны. Но на сегодняшний момент такая «теневая» налоговая система разрослась непомерно. Мы подошли к моменту, когда, помимо обычной налоговой нагрузки, бизнес вынужден платить различные «прочие» платежи, дошедшие до рубежа 1% валового внутреннего продукта.

– Получается, что беспокойство палат и бизнеса вызывает не сама по себе сумма платежей, а множество самых разных правил и, наоборот, пробелов там, где может быть системное, ясное регулирование?

– Да, чаще всего порядок уплаты описан в подзаконных актах, языком инструкций, причём эти инструкции фрагментарны и допускают разные толкования чиновниками на местах.

Сложившаяся по сути «параллельная налоговая система» нуждается в ревизии. Цель такой ревизии – понятные правила, требующие меньших издержек на их исполнение, чем бизнес несёт сейчас. Отмена или уменьшение платежей также желательны для бизнеса, особенно если, например, четверть поступлений платежа тратится на администрирование.

– Какие неналоговые платежи ложатся дополнительным грузом на бизнес как нашей республики, так и всей страны в целом?

– Повторюсь, что сейчас бизнесу очень нелегко. Положение МСП в России даже 5-7 лет назад было гораздо стабильнее. И в создавшейся ситуации дополнительные нагрузки влекут очень серьезные последствия. Уже пройден тот момент, когда можно было бы рассчитывать на какую-то дополнительную «подушку безопасности». Все резервы бизнеса уже потрачены. Предприниматели стремятся уменьшить себестоимость выпускаемой продукции и затраты. Но налоговые платежи и взносы в социальные фонды уменьшить невозможно. Плюс к этим определенным и запланированным платежам, которые, как правило, не меняются, периодически появляются неналоговые платежи, не прописанные в Налоговом кодексе, которые становятся дополнительным серьезным бременем для бизнеса. Причем очень часто они появляются неожиданно. И когда компания выстраивает бизнес-план, прописывает свои затраты, ожидания, приход и расход, она не может учесть эти неожиданные, но по факту обязательные платежи. Несмотря на то что бизнесмен, как правило, всегда старается учесть 10% от всех затрат на непредвиденные расходы, сегодня рентабельность такова, что не у всех есть возможность оставлять эти 10%.

Эта ситуация постоянно меняется, причем в сторону ухудшения. Появляются все новые и новые платежи. В качестве примера можно привести  небезызвестную систему «Платон» (плата, введенная около полутора лет назад для большегрузов-двенадцатитонников за километр дороги по федеральной трассе). Здесь ситуация совсем непростая. Тогда, когда система «Платон» вводилась, в том числе и при участии ТПП РТ, удалось снизить плату с пяти рублей до одного рубля пятидесяти трех копеек за километр, и ситуация более или менее стабилизировалась. Но с 15 апреля 2017 года произойдет увеличение этой платы до 3,06 рубля! А ведь весной закрываются дороги, что уже само по себе обременительно для товаропроизводителя. В первую очередь речь идет о производстве постоянного цикла, которое невозможно остановить, в котором продукция отгружается круглый год.  

Важно и то, что, несмотря на то что о закрытии дорог объявляется заранее, стоимость проезда в этот период по участкам озвучивается за считанные дни перед закрытием. И это тоже своего рода неналоговый сбор, который появляется в последний момент. Чаще всего у автомобилистов договора длительные, например годовые, что усложняет процедуру расчета будущих затрат подобного рода. Здесь можно ориентироваться только по предыдущему году, но никто не застрахован от любых изменений, которые спустят «сверху». Таким образом, все эти дополнительные платежи в конечном итоге ложатся на потребителя, то есть на каждого из нас.  

– Какие шаги предпринимает Палата в сложившейся ситуации?

– Всё изложенное выше привело нас к пониманию необходимости комплексного анализа состояния так называемой «параллельной налоговой системы» силами ТПП РФ и ведущих специалистов. В рамках этого анализа Палатой был проведён опрос предпринимателей, который выявил многие болезненные вопросы функционирования многочисленных платежей. Выработанные по итогам предложения мы представляем вниманию широкой аудитории в виде брошюры об оценке воздействия на предпринимательскую деятельность платежей, аналогичных налогам и сборам (некодифицированных публичных платежей), и о путях повышения эффективности взимания таких платежей.

Издание представляет собой первое, беспрецедентное системное исследование правовой и экономической природы таких платежей. Многие предложения, сделанные в ней, заслуживают, на наш взгляд, пристального внимания органов власти и скорейшего практического осуществления.

Торгово-промышленная палата РФ приглашает бизнес, государственные органы и экспертов к обсуждению затронутых в брошюре вопросов.

– Каков предмет этого исследования?

– Для начала повторю, что помимо налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ, в нашей стране установлено несколько десятков разновидностей платежей, аналогичных налогам и сборам, закреплённым Налоговым кодексом РФ. В целях повышения их социально-экономической эффективности с июня по сентябрь 2015 года было проведено комплексное экономико-правовое исследование, включая опрос хозяйствующих субъектов.

Различные сборы, взносы, отчисления, платы и другие подобные платежи не вполне корректно называют неналоговыми. Это название искажает природу платежей, поскольку их «неналоговый» характер заключается лишь в формальном закреплении вне Налогового кодекса РФ. В отчете о результатах проведённого исследования такие платежи именуются некодифицированными публичными платежами.

В ходе исследования не оценивались взносы на страхование опасных объектов, ОСАГО, третейские сборы, платежи нотариусам, обязательные затраты и резервы, другие подобные обременения бизнеса ввиду определенной конкуренции среди их получателей и частно-правовых механизмов регулирования. Таким образом, предметом анализа служили именно публичные платежи, признаком которых является наличие «организационной монополии» на взимание этих платежей. Подробному изучению подверглись более 50 некодифицированных публичных платежей.

– Как взимаются эти некодифицированные публичные платежи?

– Существует множество разрозненных правовых режимов установления и взимания некодифицированных публичных платежей. Причем эти правовые режимы не исходят из сути платежей, а сформированы в основном по ведомственному признаку.

Специальное регулирование каждого отдельного платежа в отраслевом законодательстве влечет необоснованное отступление от общих принципов налогообложения и создает существенные пробелы и коллизии, вызывающие практические затруднения как для администраторов платежей, так и для плательщиков. В законодательном порядке необходимо унифицировать такие режимы, установив в отраслевых законах лишь особенности конкретных платежей.

При этом не требуется закреплять все платежи исключительно в рамках Налогового кодекса РФ, специализированные платежи могут продолжать взиматься согласно отраслевому законодательству, которое определит их элементы. Обобщить законодательно необходимо именно правила установления и взимания публичных платежей, объективно единые для любых разновидностей таких платежей.

– А если говорить о систематизации платежей?

– Несколько десятков разновидностей некодифицированных публичных платежей, установленные действующим законодательством, нуждаются в систематизации и укрупнении до нескольких типов. Такое укрупнение существенно упростит их взимание. Этот подход возможен, в частности, для социальных взносов, различных платежей за пользование природными ресурсами и в сфере услуг связи, портовых сборов и нескольких десятков разновидностей различных административных сборов, пошлин, плат за выдачу документов, за экспертизы и т.п. При этом необходимо проведение полной инвентаризации всех некодифицированных платежей, ведь повышение управляемости процессом появления новых платежей невозможно без создания единого перечня таких платежей. В законодательстве должно быть закреплено правило о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность вносить принудительный платёж, не включённый в единый реестр.

– При этом единые правила установления платежей должны быть закреплены законом?

– Безусловно. Необходимо на законодательном уровне установить, что все элементы некодифицированных публичных платежей устанавливаются только законом, с соблюдением правил действия во времени, аналогичных статье 5 НК РФ. Исполнительные органы власти, а равно администратор, не вправе устанавливать элементы платежа.

Например, взносы застройщиков на развитие инфраструктуры в натуральной и денежной форме установлены даже не подзаконными актами, а договорами, что влечет нарушение принципов равного налогообложения и равной конкуренции.

Вместе с тем следует законодательно установить порядок уплаты, а также администрирование платежей, включая процедуру проведения проверок, сверок и возврата переплат. Платежи, основания уплаты которых совпадают с налогами и сборами согласно Налоговому кодексу РФ, было бы эффективнее взимать через систему налоговых и таможенных органов, поскольку это позволяет избежать задвоения затрат на содержание разных администраторов.

– Какое ведомство, по Вашему мнению, имеет полномочия контролировать вышеназванные изменения в сфере неналоговых платежей?

– Практическая реализация таких изменений невозможна на уровне какого-либо одного ведомства или организации. Необходимо обсудить предложения и посредством разработки пакета законодательных поправок начать их осуществление на надведомственном уровне (имеется в виду Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ) с участием объединений предпринимателей и экспертного сообщества.

Что касается других стран, то за рубежом не сложилось системных подходов к установлению и взиманию публичных платежей, поэтому системный подход к установлению и взиманию множества платежей может способствовать повышению конкурентоспособности российской правовой системы и экономики России, а также создать возможность «экспорта» передовых подходов в государственном управлении.

Беседовала
Маргарита Подгородова

 Журнал «Налоговые известия РТ» №7 (апрель) 2017 года

МРОТ 7800 рублей
Ключевая ставка - 8,25%
Портрет
Без-имени-1
Ахметшина Альфия:
«Для меня моя работа, моя бухгалтерия – это песня!»

Всегда вызывает уважение тот, кто остается верен своей профессии и продолжает любить ее даже после выхода на заслуженный отдых. Такой человек всегда сохраняет свой профессионализм и может поделиться бесценным опытом с молодыми специалистами, только что вышедшими из стен учебных заведений. О том, как профессия может сделать человека счастливым, мы беседуем с Альфией Ахметшиной, посвятившей свою жизнь бухгалтерской профессии.