Налоговые известия - издательский дом

Журналы для бухгалтеров и ИП 
Республики Татарстан

+7 (843) 200-94-78 (88)
nalog-iz@mail.ru
Из первых уст
Без-имени-1
ФНС о тонкостях применения
54-­ФЗ в настоящем и будущем

Как изменится Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54­ФЗ в ближайшее время? Как правильно оформлять чеки коррекции? Нужно ли применять онлайн­кассу, если оплата приходит через «Яндекс­Деньги»? На эти и другие вопросы отвечает начальник Управления оперативного контроля ФНС России Андрей Бударин.

Без-имени-1
Татьяна Лотоцкая:
«Электронный листок нетрудоспособности: первые результаты реформы»

С 1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 86­ФЗ, согласно которому медицинские учреждения наряду с традиционными бумажными листками нетрудоспособности стали выдавать и электронные. О первых результатах внедрения таких листков нетрудоспособности и их основных преимуществах для граждан и работодателей рассказала руководитель департамента организации обеспечения страховых выплат ФСС России Татьяна Викторовна Лотоцкая.

Насима Мирзанурова: «Прокуратурой РТ при формировании сводного плана проведения плановых проверок на 2016 год отклонено 19% субъектов малого предпринимательства»
Насима Мирзанурова: «Прокуратурой РТ при формировании сводного плана проведения плановых проверок на 2016 год отклонено 19% субъектов малого предпринимательства»

В период экономического кризиса малому и среднему предпринимательству как Республики Татарстан, так и всей Российской Федерации приходится сталкиваться с различными трудностями, находить резервы и средства их преодолевать. В этот нелегкий период чрезмерный контроль со стороны надзорных структур государства может сыграть отрицательную роль в развитии предпринимательства. О ситуации в сфере проверок субъектов предпринимательства в Татарстане мы беседуем с Насимой Мирзануровой, начальником отдела № 2 Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры РТ, старшим советником юстиции.

– Насима Мингатовна, в какие сроки составляется план проверок на год?

– В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля и надзора, органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения проверок на предмет законности включения в них объектов государственного и муниципального контроля и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного и муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Органы государственного контроля и надзора, органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

В дальнейшем органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля, органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру РФ для формирования ею ежегодного сводного плана проведения проверок.

Генеральная прокуратура РФ формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на своем сайте www.genproc.gov.ru в срок до 31 декабря текущего календарного года.

– Проверки каких надзорных органов входят в этот план?

– В сводный план на 2016 год вошло 45 проектов планов органов контроля и надзора Республики Татарстан, из них 18 – территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, 12 – исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, 15 – органов муниципального контроля.

По состоянию на 1 сентября 2015 года общее количество проверок составляло 11 935 объектов контроля и надзора. В результате изучения предложений контролирующих органов прокуратурой республики отклонено 4 146 проверок, или 34,7%, от предложенных. Таким образом, в ежегодный план на 2016 год включено 7 789 проверок в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории республики.

– Куда нужно обращаться предпринимателю, чтобы узнать, запланирована ли проверка в отношении него?

– Предприниматель о запланированной в отношении него проверке может узнать на сайтах Генеральной прокуратуры РФ www.genproc.gov.ru, а также Прокуратуры РТ www.prokrt.ru в рубрике «Сводный план проверок субъектов предпринимательства».

– Малые организации попадали в список проверок?

– Прокуратурой республики при формировании сводного плана проведения плановых проверок на 2016 год отклонено 19% субъектов малого предпринимательства. Фактов проведения органами контроля незаконных плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства Прокуратурой РТ в 2016 году не установлено.

– На какие организации распространяются надзорные каникулы?

– В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, ИП, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, ИП, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ.

При наличии информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет, орган государственного контроля, орган муниципального контроля при формировании ежегодного плана проведения  проверок вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении таких лиц по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ, а также иными федеральными законами, устанавливающими особенности организации и проведения проверок.

Положения статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ применяются в отношении видов государственного и муниципального контроля, вопросы организации и осуществления которых регулируются указанным законом, в том числе видов государственного контроля, указанных в части 4 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, за исключением:

1) федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

2) федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

3) государственного экологического надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;

4) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;

5) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

6) лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

7) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

– Может ли организация оспорить факт ее включения в план проверок? Каковы основания для этого?

– Согласно части 3 статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в органы государственного и муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок с нарушением положений статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ.

– Каков должен быть алгоритм по исключению из плана проверок?

– Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица, индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок регулируется постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489».

В 2015 году контролирующими органами проведено 45 980 проверочных мероприятий. По сравнению с 2014 годом количество проверок уменьшилось на 16%. Плановых проверок проведено всего 7 751, что на 43 % меньше, чем в прошлом году.

– В настоящее время идут дебаты на тему «Будут ли включены налоговые проверки в общий план проверок прокуратуры». Как Вы относитесь к этой инициативе?

– Законы должны соблюдаться. В случае внесения изменений в законодательство о государственном контроле, в части включения налоговых проверок в сводный план, органами прокуратуры будут проводиться надзорные мероприятия, направленные на соблюдение законодательства о защите прав предпринимателей.

Беседовала Маргарита Подгородова

Журнал "Спецрежим " №4, апрель, 2016