Налоговые известия - издательский дом

Журналы для бухгалтеров и ИП 
Республики Татарстан

+7 (843) 200-94-78 (88)
nalog-iz@mail.ru
Из первых уст
Без-имени-1
Татьяна Лотоцкая:
«Электронный листок нетрудоспособности: первые результаты реформы»

С 1 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 86­ФЗ, согласно которому медицинские учреждения наряду с традиционными бумажными листками нетрудоспособности стали выдавать и электронные. О первых результатах внедрения таких листков нетрудоспособности и их основных преимуществах для граждан и работодателей рассказала руководитель департамента организации обеспечения страховых выплат ФСС России Татьяна Викторовна Лотоцкая.

Без-имени-1
Михаил Мишустин:
«Исполнять свои налоговые обязательства для гражданина должно быть удобно»

Михаил Владимирович возглавляет ФНС России с 2010 года и является одним из идеологов внедрения ИНН, системы одного окна. Именно под его руководством Федеральная налоговая служба перешла на электронный документооборот. Можно ли говорить о завершении реформирования ФНС России и подводить итоги?

Проведение допросов и осмотров в рамках налогового контроля¬
Проведение допросов и осмотров  в рамках налогового контроля¬

Налоговые органы при выездных и камеральных проверках активно используют такие формы налогового контроля, как допрос работников, а также руководителей и учредителей организации, осмотр помещений и территорий налогоплательщика. Некоторым вопросам проведения данных мероприятий, правам и обязанностям их участников посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

– Каким образом налоговый орган может затребовать информацию в отношении проверяемого налогоплательщика или сделки?

– Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования информации.

Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) – это разные документы, имеющие самостоятельные основания для направления и последствия их неисполнения.

Кроме того, указанные документы могут быть адресованы организации как налогоплательщику или носить адресный характер – касаться конкретных физических лиц.

– Какова процедура вызова физического лица для допроса в налоговый орган?

– Налоговый кодекс не регулирует порядок вызова в налоговый орган для дачи показаний.

Налоговые органы ориентированы на осуществление вызова свидетеля для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) инспекции повесткой.

Допрос свидетеля в налоговой инспекции может проводиться в том числе в период приостановления выездной налоговой проверки. При этом по усмотрению должностного лица налогового органа показания могут быть получены по месту пребывания свидетеля. В форме протокола допроса свидетеля, помимо прочего, отражается адрес места проведения допроса.

Тем самым в случае проведения допроса по месту нахождения проверяемого налогоплательщика составления документа о вызове его представителей – физических лиц в качестве свидетелей в налоговый орган не требуется.

– Может ли генеральный директор быть допрошен в качестве свидетеля?

– ФНС России рекомендует квалифицировать протокол допроса директора, главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика.

– Может ли представитель организации – штатный юрист присутствовать при допросе сотрудника организации?

– По мнению Минфина России, Налоговый кодекс не предусматривает право проверяемого лица участвовать при допросе свидетелей. Данное утверждение следует понимать таким образом, что такое участие не названо в качестве отдельного права проверяемого налогоплательщика.

Но участие может быть реализовано посредством оформления доверенности на уполномоченного представителя (естественно, при согласии на это свидетеля, выраженном в соответствующей доверенности).

Следует обратить внимание, что при вызове работника, иного должностного лица организации в налоговый орган участие в процедуре допроса их представителя возможно при наличии доверенности, выданной от имени физических лиц, по общему правилу, нотариально удостоверенной. Доверенность, выданная от имени организации, не является подтверждением полномочий представлять интересы ее работника.

– Какая ответственность пре-дусмотрена для свидетеля и за какие действия?

– Ответственность за неисполнение уведомления (повестки) зависит от статуса, в котором физическое лицо вызывалось для дачи пояснений (показаний). Физлицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством.

Налоговым кодексом установлена ответственность свидетеля за неявку или уклонение от явки, а также за неправомерный отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний: скажем, неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний влечет взыскание штрафа в размере 3 000 рублей.

Налоговое законодательство не предусматривает ответственность физического лица, вызванного для дачи пояснений, за отказ от дачи пояснений.При этом за неявку для дачи пояснений как за неповиновение законному требованию должностного лица налогового органа может быть применена административная ответственность: предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 500 до
1 000 рублей; на должностных лиц – от 2 000 до 4 000 рублей.

– Как проверяемому налогоплательщику следует воспринимать результаты проведенных налоговым органом допросов свидетелей?

– В акте проверки указывают сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля, а также наименования документов, которыми оформлены мероприятия налогового контроля, их реквизиты согласно приложению к акту. Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Иными словами, к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.

Рекомендуется внимательно
изучить протоколы допроса свидетелей. Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.

Под сомнение также можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).

Подобные замечания можно включить в возражения к акту проверки.

– Когда налоговый орган вправе проводить осмотр?

– Налоговый орган вправе проводить осмотр в рамках выездной, камеральной налоговой проверки и вне рамок проверки.

Доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений, а также:

– решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица;

– мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по НДС, о проведении осмотра. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.

– Обязан ли налоговый орган для проведения осмотра территории предварительно уведомлять налогоплательщика?

– Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика. О предстоящем проведении осмотра налоговый орган в произвольной форме должен уведомить налогоплательщика.

Данное уведомление может быть передано лично, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи. Если у налогового органа имеются доказательства такого извещения, права налогоплательщика на участие в проведении осмотра не считаются нарушенными.

С другой стороны, срок уведомления о предстоящем осмотре Налоговым кодексом не установлен.

Поэтому налогоплательщик, которому представлены указанные в пункте 1 статьи 91 Налогового кодекса документы, запретить проведение осмотра не вправе.

Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Это влечет административную ответственность в виде штрафа в 10 000 рублей. Законодательство дает в этом случае налоговому органу право исчислить налоги, подлежащие уплате налогоплательщиком, расчетным путем.

Неизвещение налогоплательщика об осмотре не нарушает его прав, если он фактически принял участие в осмотре.

– А если уведомления не было и представитель налогоплательщика по этой причине не принял участие в осмотре?

– Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. При рассмотрении вопросов о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса.

Отсутствие при проведении осмотра налогоплательщика, если он не был уведомлен о проведении осмотра, является нарушением его прав. Это может повлечь отмену решения (соответствующей части решения), вынесенного налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Отмена решения возможна, если руководитель налогового органа или суд посчитают, что отсутствие налогоплательщика при осмотре привело к существенному нарушению его прав на защиту (не позволило сделать замечания к протоколу осмотра по обстоятельствам, послужившим основанием для принятия обжалуемого решения по проверке).

– Может ли в ходе осмотра проверяющими проводиться фото- и видеосъемка?

– Да, право проверяющих производить съемку прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 92 Налогового кодекса. Полученная запись в виде материального носителя прилагается к протоколу осмотра.

– Должно ли при проведении осмотра приниматься во внимание время работы налогоплательщика? Что делать, если налоговый орган проводит осмотр, но время работы персонала заканчивается?

– По общему правилу, все мероприятия налогового контроля проводят в рабочее время. Проведение осмотра за пределами рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщика, и отказ налогоплательщика в проведении такого осмотра не противоречит закону. В подобной ситуации проведение осмотра может быть перенесено на другой день.

Окончание осмотра за пределами рабочего времени, определяемого по правилам внутреннего трудового распорядка налогоплательщика, само по себе не является обстоятельством, влекущим недопустимость использования доказательств, полученных налоговым органом в ходе такого осмотра.

Представители налогоплательщика могут возражать против продления осмотра за пределами установленной у налогоплательщика продолжительности рабочего времени, отразить замечания об этом обстоятельстве в протоколе осмотра. Если это ими сделано не было, то в последующем для целей исключения из числа доказательств о налоговом правонарушении протокола осмотра в возражениях к акту должны быть приведены иные нарушения налоговым органом прав налогоплательщика при проведении осмотра. Например, отсутствие при проведении осмотра понятых.

По материалам журнала
«Актуальная бухгалтерия»

 

 Журнал «Налоговые известия» №20 (октябрь) 2017 года

МРОТ 9 489 рублей
Ключевая ставка - 7,25%
Портрет
Без-имени-1
Ахметшина Альфия:
«Для меня моя работа, моя бухгалтерия – это песня!»

Всегда вызывает уважение тот, кто остается верен своей профессии и продолжает любить ее даже после выхода на заслуженный отдых. Такой человек всегда сохраняет свой профессионализм и может поделиться бесценным опытом с молодыми специалистами, только что вышедшими из стен учебных заведений. О том, как профессия может сделать человека счастливым, мы беседуем с Альфией Ахметшиной, посвятившей свою жизнь бухгалтерской профессии.