Налоговые известия - издательский дом

Журналы для бухгалтеров и ИП 
Республики Татарстан

+7 (843) 200-94-78 (88)
nalog-iz@mail.ru
Спецрежим

№ 11 (ноябрь)

Выбираем или меняем
объект налогообложения при УСН

Заказать бесплатный номер журнала
Заказать бесплатный номер журнала Подписаться
Ринат Тагиров: «Комитет ТПП РТ регулярно проводит различные мероприятия по широкому обсуждению существующих проблем в области природопользования и охраны окружающей среды»
Ринат Тагиров: «Комитет ТПП РТ регулярно проводит различные мероприятия по широкому обсуждению существующих проблем в области природопользования и охраны окружающей среды»

Как известно, 2017 год объявлен в нашей стране Годом экологии. Вопросы взаимодействия с профильными ведомствами актуальны для многих предпринимателей как Татарстана, так и всей страны. В связи с этим мы обратились к председателю Комитета по экологии и природопользованию ТПП РТ, генеральному директору ООО «Центр экологического консалтинга и аудита» Ринату Борисовичу Тагирову, который рассказал о работе комитета, призванного защищать интересы предпринимателей.

 

– Ринат Борисович, какова основная цель деятельности комитета по экологии и природопользованию? Кто является его экспертами?

– Комитет по экологии и природопользованию Торгово-промышленной палаты РТ, образованный в 2004 году, осуществляет свою деятельность на общественных началах под руководством Правления ТПП РТ в целях установления конструктивного взаимодействия между предпринимательскими структурами, органами государственного и муниципального управления, надзора и контроля, общественными и иными организациями и учреждениями по вопросам экологической безопасности, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Нахождению оптимальных решений в этой непростой области взаимоотношений человека с природой способствует то, что в состав комитета входят авторитетные, опытные руководители и специалисты-экологи, представляющие интересы бизнеса, власти и общества, которые глубоко понимают проблемы негативного воздействия на биосферу Земли, неизбежно возникающие в любой стране при интенсивном развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, экономики в целом.

– Какие мероприятия проводит комитет? Какие вопросы рассматриваются при этом?

– Комитет регулярно проводит различные мероприятия по обсуждению существующих проблем в области природопользования и охраны окружающей среды с целью способствовать решению таких проблем в интересах развития бизнеса, поддержания и укрепления благоприятного инвестиционного климата в Республике Татарстан, одновременно добиваясь максимально возможного снижения экологических рисков.

Большинство мероприятий комитета проводится в связи с обращениями предприятий, предпринимателей, которые нередко испытывают затруднения ввиду недостаточной проработанности природоохранного законодательства и не всегда четкой и ясной правоприменительной практики, осуществляемой надзорными органами.

Существенно то, что по итогам проводимых мероприятий комитетом вырабатываются конструктивные предложения, которые направляются в компетентные органы власти Российской Федерации и Республики Татарстан.

Специфика природоохранных проблем напрямую связана с воздействием негативных факторов как на окружающую среду, так и на здоровье человека. Поэтому чрезвычайно важное значение приобретает взаимодействие комитета и с экологическими, и с санитарными органами надзора (контроля), а также деятельность с целью достичь оптимального взаимодействия всех надзорных органов в сфере охраны окружающей среды и природопользования на основе принципов взаимного содействия при соблюдении самостоятельности в решении вопросов, касающихся их компетенции.

Для реализации такого взаимодействия комитет выступил с инициативой принять постановление Кабинета министров РТ «О взаимодействии органов государственного и муниципального надзора (контроля) РТ в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства», предусматривающее заключение соответствующего межведомственного соглашения.

Такой документ мог бы предусматривать, в частности, обмен актуальной информацией, планирование и осуществление совместных инспекционных проверок вплоть до создания постоянных либо временных координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов.

Другое предложение комитета связано с необходимостью максимально сократить срок принятия подзаконных актов, обеспечивающих практическое выполнение принятых законов.

Так, предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 2014 г.
№ 458-ФЗ вступление в силу с 1 июля 2015 года ряда норм о лицензировании деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности оказалось невозможным ввиду отсутствия соответствующего Положения, что было утверждено только 3 октября 2015 года постановлением Правительства РФ № 1062.

В результате потребовалось дважды переносить вышеуказанный срок: сначала – на 1 января, затем – на 1 июля 2016 года.

Еще один показательный пример – невозможность реализации норм Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», связанных с разработкой и утверждением до 1 января 2015 года нормативов допустимых сбросов (НДС) и лимитов на сбросы для абонентов централизованной системы водоотведения, так как отсутствовала соответствующая методика расчета.

Это привело к переносу даты установления НДС и лимитов на сбросы для нормируемых абонентов сначала с 1 января на 1 июля 2015 года, а затем вообще на 1 января 2019 года.

– Что еще предлагает комитет для совершенствования природоохранного законодательства и правоприменительной практики?

– Комитетом выдвинуты также следующие предложения:

1) о подготовке постановления Кабинета министров РТ «О порядке обращения с отходами строительства и сноса в Республике Татарстан», пре-дусматривающего использование при проектировании, строительстве и сносе объектов капитального строительства типового технологического регламента процесса обращения с отходами строительства (с учетом практики, существующей, например, в городах Москва и Нижний Новгород);

2) о решении вопроса единого подхода к учету количества отходов при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую взимает администратор платы –
Управление Росприроднадзора по РТ, и при сдаче отходов после их перевозки для захоронения на специализированных полигонах. Учет отходов в первом случае в единицах массы (тонны), а во втором – в единицах объема (куб. м) нередко приводит к необходимости перерасчета администратором платы количества отходов, сданных на полигоны, и взиманию с предприятий дополнительной платы за негативное воздействие на окружающую среду;

3) о гармонизации законодательства в области охраны окружающей среды и санитарного законодательства в целях выработки единых подходов к классификации отходов при проведении паспортизации I-IV классов опасности.

Важно отметить, что данное предложение после рассмотрения в компетентных органах власти вошло в перечень поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений, состоявшегося 27 декабря 2016 года. Решение этой проблемы значительно облегчит для предприятий процедуру согласования с надзорными органами проектной и отчетной документации, резко уменьшит возможность наложения на них штрафных санкций.

– В последнее время в Республике Татарстан оживленно обсуждается вопрос строительства в Казани завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов (ТКО) с целью сократить, а в перспективе вообще прекратить захоронение отходов на полигонах, которые сами нередко становятся источниками загрязнения окружающей среды, а кроме того, требуют все большего расширения и, соответственно, предоставления под них дополнительных земельных ресурсов. Что Вы можете сказать о дискуссии «за» и «против» строительства этого завода, развернувшейся в Татарстане?

– Термическое обезвреживание, с одной стороны, резко сокращает количество отходов, подлежащих захоронению, и, соответственно, отпадает необходимость строительства новых полигонов.

С другой стороны, требуется чрезвычайно тщательно рассмотреть и оценить технологические параметры проектируемого завода, а также выбор места его размещения с тем, чтобы функционирование такого предприятия действительно помогало решать экологические проблемы, а не становилось источником новых.

На первый план при этом выходит необходимость строжайшего соблюдения требований экологического и санитарного законодательства, в том числе о проведении всех предусмотренных существующими нормативами экспертных процедур, включая общественные обсуждения, государственную экологическую экспертизу, детальное рассмотрение всех стадий проектирования, строительства и работы завода с целью недопущения каких-либо сбоев и просчетов, могущих нанести ущерб природе и обществу.

При строгом соблюдении всех технологических, экологических и других нормативных требований завод по термическому обезвреживанию ТКО может стать логичным завершающим звеном в предусмотренной действующим законодательством цепи необходимых этапов обращения с отходами, включающей их сбор (приоритетным в настоящее время становится раздельный сбор ТКО), транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение (захоронение).

– Какой документ регламентирует получение объективных данных об отходах в нашей республике?

– Весь комплекс данных об отходах включает в себя территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Татарстан, утвержденная постановлением Кабинета министров РТ от 26 сентября 2016 г. № 683.

Территориальная схема – один из основных правовых актов в сфере обращения с отходами, на основе которого устанавливаются зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, определяются места нахождения источников образования отходов, объектов их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения, логистические схемы движения отходов, мероприятия по развитию инфраструктуры обращения с отходами.

Территориальные схемы являются основой для разработки и реализации региональных программ в области обращения с отходами. В то же время Минпромторгом России предложен проект стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, определяющей приоритеты государственной политики в области развития отрасли по переработке отходов производства и потребления, необходимые и достаточные условия для создания и развития производственно-технических комплексов по переработке отходов, цели и задачи на стратегическую перспективу, а также направления действий и механизмы реализации, необходимые для их развития.

– Каковы ближайшие планы Комитета по экологии и природопользованию ТПП РТ?

– В рамках выполнения поручения Минпромторга России совместно с ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики» планируем организовать и провести в сентябре 2017 года в г. Казани на базе ТПП РТ Межрегиональное совещание по оценке экологической емкости регионов с использованием сводных расчетов выбросов в атмосферу.

Следует отметить, что существенным элементом в обеспечении успешного перехода к цикличной (с использованием вторичных ресурсов) экономике региона в рамках формирования отходоперерабатывающей отрасли страны является адаптация систем образования и взаимодействия по вопросам перехода на использование наилучших доступных технологий. С этим напрямую связано поручение Президента России (также вошедшее в вышеупомянутый перечень) по организации обучения сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и взаимодействия по вопросам перехода на использование наилучших доступных технологий.

Правительство России обязало Минпромторг и Минприроды подготовить и представить совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по практическому выполнению вышеуказанного поручения Президента России.

Комитет по экологии и природопользованию ТПП РТ планирует принимать участие и в этой важной работе, в первую очередь представляя интересы предпринимательского сообщества.

Беседовала

 Маргарита Подгородова

 Журнал «Налоговые известия» №18 (сентябрь) 2017 года

МРОТ 7800 рублей
Ключевая ставка - 8,25%
Портрет
Без-имени-1
Ахметшина Альфия:
«Для меня моя работа, моя бухгалтерия – это песня!»

Всегда вызывает уважение тот, кто остается верен своей профессии и продолжает любить ее даже после выхода на заслуженный отдых. Такой человек всегда сохраняет свой профессионализм и может поделиться бесценным опытом с молодыми специалистами, только что вышедшими из стен учебных заведений. О том, как профессия может сделать человека счастливым, мы беседуем с Альфией Ахметшиной, посвятившей свою жизнь бухгалтерской профессии.