Налоговые известия - издательский дом

Журналы для бухгалтеров и ИП 
Республики Татарстан

+7 (843) 200-94-78 (88)
nalog-iz@mail.ru
Налоговые известия РТ

№ 4_2018 (февраль)

Повышение зарплат в 2018 году:
памятка работодателям Татарстана

Заказать бесплатный номер журнала
Заказать бесплатный номер журнала Подписаться
Спецрежим

№2_2018 (февраль)

Повышение зарплат в 2018 году:
памятка работодателям Татарстана

Заказать бесплатный номер журнала
Заказать бесплатный номер журнала Подписаться
Из первых уст
Без-имени-1
Заполнение трудовых книжек, утрата журнала инструктажа, «декретные» должности:
Роструд высказался о спорных вопросах

Федеральная служба по труду и занятости опубликовала несколько докладов, в которых дала практические рекомендации по некоторым неоднозначным ситуациям. В частности, специалисты трудового ведомства рассказали, как заполнить трудовую книжку, если работа по совместительству стала основной. Также авторы докладов разъяснили, почему «декретные» рабочие места не считаются вакантными, как можно восстановить потерянный журнал инструктажа по технике безопасности, и при каком условии разрешено хранить копии документов в личном деле работника. Мы обобщили самые интересные советы Роструда, чтобы кадровики и бухгалтеры могли использовать их в работе.

Без-имени-1
Ринат Тагиров:
«Деятельность комитета направлена на укрепление взаимодействия в области охраны окружающей среды между бизнесом, государством и обществом»

Некоторые итоги 2017 года, объявленного Годом экологии, подводит председатель Комитета по экологии и природопользованию Торгово­промышленной палаты Республики Татарстан (ТПП РТ), генеральный директор ООО «Центр экологического консалтинга и аудита» Ринат Борисович Тагиров.

Ринат Тагиров: «Комитет ТПП РТ регулярно проводит различные мероприятия по широкому обсуждению существующих проблем в области природопользования и охраны окружающей среды»
Ринат Тагиров: «Комитет ТПП РТ регулярно проводит различные мероприятия по широкому обсуждению существующих проблем в области природопользования и охраны окружающей среды»

Как известно, 2017 год объявлен в нашей стране Годом экологии. Вопросы взаимодействия с профильными ведомствами актуальны для многих предпринимателей как Татарстана, так и всей страны. В связи с этим мы обратились к председателю Комитета по экологии и природопользованию ТПП РТ, генеральному директору ООО «Центр экологического консалтинга и аудита» Ринату Борисовичу Тагирову, который рассказал о работе комитета, призванного защищать интересы предпринимателей.

 

– Ринат Борисович, какова основная цель деятельности комитета по экологии и природопользованию? Кто является его экспертами?

– Комитет по экологии и природопользованию Торгово-промышленной палаты РТ, образованный в 2004 году, осуществляет свою деятельность на общественных началах под руководством Правления ТПП РТ в целях установления конструктивного взаимодействия между предпринимательскими структурами, органами государственного и муниципального управления, надзора и контроля, общественными и иными организациями и учреждениями по вопросам экологической безопасности, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Нахождению оптимальных решений в этой непростой области взаимоотношений человека с природой способствует то, что в состав комитета входят авторитетные, опытные руководители и специалисты-экологи, представляющие интересы бизнеса, власти и общества, которые глубоко понимают проблемы негативного воздействия на биосферу Земли, неизбежно возникающие в любой стране при интенсивном развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, экономики в целом.

– Какие мероприятия проводит комитет? Какие вопросы рассматриваются при этом?

– Комитет регулярно проводит различные мероприятия по обсуждению существующих проблем в области природопользования и охраны окружающей среды с целью способствовать решению таких проблем в интересах развития бизнеса, поддержания и укрепления благоприятного инвестиционного климата в Республике Татарстан, одновременно добиваясь максимально возможного снижения экологических рисков.

Большинство мероприятий комитета проводится в связи с обращениями предприятий, предпринимателей, которые нередко испытывают затруднения ввиду недостаточной проработанности природоохранного законодательства и не всегда четкой и ясной правоприменительной практики, осуществляемой надзорными органами.

Существенно то, что по итогам проводимых мероприятий комитетом вырабатываются конструктивные предложения, которые направляются в компетентные органы власти Российской Федерации и Республики Татарстан.

Специфика природоохранных проблем напрямую связана с воздействием негативных факторов как на окружающую среду, так и на здоровье человека. Поэтому чрезвычайно важное значение приобретает взаимодействие комитета и с экологическими, и с санитарными органами надзора (контроля), а также деятельность с целью достичь оптимального взаимодействия всех надзорных органов в сфере охраны окружающей среды и природопользования на основе принципов взаимного содействия при соблюдении самостоятельности в решении вопросов, касающихся их компетенции.

Для реализации такого взаимодействия комитет выступил с инициативой принять постановление Кабинета министров РТ «О взаимодействии органов государственного и муниципального надзора (контроля) РТ в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства», предусматривающее заключение соответствующего межведомственного соглашения.

Такой документ мог бы предусматривать, в частности, обмен актуальной информацией, планирование и осуществление совместных инспекционных проверок вплоть до создания постоянных либо временных координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов.

Другое предложение комитета связано с необходимостью максимально сократить срок принятия подзаконных актов, обеспечивающих практическое выполнение принятых законов.

Так, предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 2014 г.
№ 458-ФЗ вступление в силу с 1 июля 2015 года ряда норм о лицензировании деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности оказалось невозможным ввиду отсутствия соответствующего Положения, что было утверждено только 3 октября 2015 года постановлением Правительства РФ № 1062.

В результате потребовалось дважды переносить вышеуказанный срок: сначала – на 1 января, затем – на 1 июля 2016 года.

Еще один показательный пример – невозможность реализации норм Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», связанных с разработкой и утверждением до 1 января 2015 года нормативов допустимых сбросов (НДС) и лимитов на сбросы для абонентов централизованной системы водоотведения, так как отсутствовала соответствующая методика расчета.

Это привело к переносу даты установления НДС и лимитов на сбросы для нормируемых абонентов сначала с 1 января на 1 июля 2015 года, а затем вообще на 1 января 2019 года.

– Что еще предлагает комитет для совершенствования природоохранного законодательства и правоприменительной практики?

– Комитетом выдвинуты также следующие предложения:

1) о подготовке постановления Кабинета министров РТ «О порядке обращения с отходами строительства и сноса в Республике Татарстан», пре-дусматривающего использование при проектировании, строительстве и сносе объектов капитального строительства типового технологического регламента процесса обращения с отходами строительства (с учетом практики, существующей, например, в городах Москва и Нижний Новгород);

2) о решении вопроса единого подхода к учету количества отходов при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, которую взимает администратор платы –
Управление Росприроднадзора по РТ, и при сдаче отходов после их перевозки для захоронения на специализированных полигонах. Учет отходов в первом случае в единицах массы (тонны), а во втором – в единицах объема (куб. м) нередко приводит к необходимости перерасчета администратором платы количества отходов, сданных на полигоны, и взиманию с предприятий дополнительной платы за негативное воздействие на окружающую среду;

3) о гармонизации законодательства в области охраны окружающей среды и санитарного законодательства в целях выработки единых подходов к классификации отходов при проведении паспортизации I-IV классов опасности.

Важно отметить, что данное предложение после рассмотрения в компетентных органах власти вошло в перечень поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета по вопросу об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений, состоявшегося 27 декабря 2016 года. Решение этой проблемы значительно облегчит для предприятий процедуру согласования с надзорными органами проектной и отчетной документации, резко уменьшит возможность наложения на них штрафных санкций.

– В последнее время в Республике Татарстан оживленно обсуждается вопрос строительства в Казани завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов (ТКО) с целью сократить, а в перспективе вообще прекратить захоронение отходов на полигонах, которые сами нередко становятся источниками загрязнения окружающей среды, а кроме того, требуют все большего расширения и, соответственно, предоставления под них дополнительных земельных ресурсов. Что Вы можете сказать о дискуссии «за» и «против» строительства этого завода, развернувшейся в Татарстане?

– Термическое обезвреживание, с одной стороны, резко сокращает количество отходов, подлежащих захоронению, и, соответственно, отпадает необходимость строительства новых полигонов.

С другой стороны, требуется чрезвычайно тщательно рассмотреть и оценить технологические параметры проектируемого завода, а также выбор места его размещения с тем, чтобы функционирование такого предприятия действительно помогало решать экологические проблемы, а не становилось источником новых.

На первый план при этом выходит необходимость строжайшего соблюдения требований экологического и санитарного законодательства, в том числе о проведении всех предусмотренных существующими нормативами экспертных процедур, включая общественные обсуждения, государственную экологическую экспертизу, детальное рассмотрение всех стадий проектирования, строительства и работы завода с целью недопущения каких-либо сбоев и просчетов, могущих нанести ущерб природе и обществу.

При строгом соблюдении всех технологических, экологических и других нормативных требований завод по термическому обезвреживанию ТКО может стать логичным завершающим звеном в предусмотренной действующим законодательством цепи необходимых этапов обращения с отходами, включающей их сбор (приоритетным в настоящее время становится раздельный сбор ТКО), транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение (захоронение).

– Какой документ регламентирует получение объективных данных об отходах в нашей республике?

– Весь комплекс данных об отходах включает в себя территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Татарстан, утвержденная постановлением Кабинета министров РТ от 26 сентября 2016 г. № 683.

Территориальная схема – один из основных правовых актов в сфере обращения с отходами, на основе которого устанавливаются зоны деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, определяются места нахождения источников образования отходов, объектов их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения, логистические схемы движения отходов, мероприятия по развитию инфраструктуры обращения с отходами.

Территориальные схемы являются основой для разработки и реализации региональных программ в области обращения с отходами. В то же время Минпромторгом России предложен проект стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, определяющей приоритеты государственной политики в области развития отрасли по переработке отходов производства и потребления, необходимые и достаточные условия для создания и развития производственно-технических комплексов по переработке отходов, цели и задачи на стратегическую перспективу, а также направления действий и механизмы реализации, необходимые для их развития.

– Каковы ближайшие планы Комитета по экологии и природопользованию ТПП РТ?

– В рамках выполнения поручения Минпромторга России совместно с ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики» планируем организовать и провести в сентябре 2017 года в г. Казани на базе ТПП РТ Межрегиональное совещание по оценке экологической емкости регионов с использованием сводных расчетов выбросов в атмосферу.

Следует отметить, что существенным элементом в обеспечении успешного перехода к цикличной (с использованием вторичных ресурсов) экономике региона в рамках формирования отходоперерабатывающей отрасли страны является адаптация систем образования и взаимодействия по вопросам перехода на использование наилучших доступных технологий. С этим напрямую связано поручение Президента России (также вошедшее в вышеупомянутый перечень) по организации обучения сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и взаимодействия по вопросам перехода на использование наилучших доступных технологий.

Правительство России обязало Минпромторг и Минприроды подготовить и представить совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по практическому выполнению вышеуказанного поручения Президента России.

Комитет по экологии и природопользованию ТПП РТ планирует принимать участие и в этой важной работе, в первую очередь представляя интересы предпринимательского сообщества.

Беседовала

 Маргарита Подгородова

 Журнал «Налоговые известия» №18 (сентябрь) 2017 года

МРОТ 9 489 рублей
Ключевая ставка - 7,50%
Портрет
Без-имени-1
Ахметшина Альфия:
«Для меня моя работа, моя бухгалтерия – это песня!»

Всегда вызывает уважение тот, кто остается верен своей профессии и продолжает любить ее даже после выхода на заслуженный отдых. Такой человек всегда сохраняет свой профессионализм и может поделиться бесценным опытом с молодыми специалистами, только что вышедшими из стен учебных заведений. О том, как профессия может сделать человека счастливым, мы беседуем с Альфией Ахметшиной, посвятившей свою жизнь бухгалтерской профессии.